Опасное ускорение: что произошло с угрожающим Земле астероидом Апофисом

ГлавнаяАстрономия Александра Тарасова
Источник фото: Getty Images

За опасным астероидом Апофисом, который был назван в честь египетского бога хаоса, учёные наблюдают уже более 15 лет. Апофис постепенно сближается с Землёй, и недавно астрономы заметили, что он ускорился благодаря неоднородному тепловому излучению. Это явление называется эффектом Ярковского, и оно увеличивает вероятность столкновения Апофиса с нашей планетой во второй половине XXI века.

Стоит ли опасаться астероида Апофис?

По расчётам учёных, Апофис достаточно близко подойдёт к Земле 13 апреля 2029 года. Сам астероид огромен, и в диаметре составляет 300 метров.

В апреле 2029 года его можно будет наблюдать невооружённым глазом, однако вероятность того, что он врежется в Землю, отсутствует. Тем не менее, Апофис промчится на расстоянии 31 тысяч километров от нашей планеты, а по космическим меркам это ничтожно мало.

Размеры Апофиса постоянно сравнивают с известной Эйфелевой башней, и, главное, чтобы он не отклонился от курса, поскольку в таком случае беды не избежать. Тем не менее, пока шанс Земли и астероида «встретиться» оценивается весьма оптимистично для человечества: 1 к 250 тысячам.

До того, как астрономы обнаружили на Апофисе эффект Ярковского, и столкновение в 2068 году оценивалось, как невозможное. Теперь, когда Апофис ускорился, он может изменить траекторию, и тогда сценарий, который разыграется через 48 лет, может быть печальным.

В данный момент учёные пытаются оценить влияние эффекта Ярковского на орбиту Апофиса, чтобы понять: стоит ли опасаться внезапного «апокалипсиса», или можно не бояться того, что астероид врежется в нашу планету. Тем не менее, астрономов приближение небесного тела вдохновляет. Дело в том, что доселе так близко к Земле подлетали только небольшие астероиды, диаметр которых не превышал 9 метров. Апофис, напомним, является 300-метровым астероидом, и специалистам выпадает уникальная возможность хорошенько его изучить.

Что известно про астероид Апофис?

Астероид был обнаружен в 2004 году, и он сразу же заинтересовал астрономов, поскольку его околосолнечная орбита практически целиком находится внутри орбиты нашей планеты. Название небесное тело получило в честь Апопа, древнеегипетского бога. Однако в древнегреческом имя божества произносится, как «Апофис». Бог хаоса представлял собой, в понимании древних египтян, огромного змея, который постоянно пытался уничтожить Ра, бога солнца.

До 2013 года учёные предполагали, что Апофис может рано или поздно столкнуться с Землёй. В 2013 году, собрав все данные об астероиде, астрономы вероятность столкновения в XXI веке исключили.

В 2029 году Апофис можно будет увидеть невооружённым глазом, так как он пройдёт очень близко от нашей планеты: на расстоянии 31 тысячи километров от поверхности нашей планеты. Его яркость будет потрясающей, и её сравнивают с яркостью звёзд из созвездия Малой Медведицы.

Любопытно, что когда учёные говорили о вероятном столкновении Апофиса с Землёй, разные страны предлагали реализовать весьма смелые проекты во избежание катастрофы. К примеру, высказывался вариант завернуть астероид в светоотражающую плёнку, чтобы давление солнечного света на эту плёнку изменило орбиту астероида.

Отметим, что первоначально учёные оценивали шансы столкновения Апофиса с Землёй в 2,7%, а это достаточно много. После подробных исследований стало ясно, что вероятность столкновения — менее 1 к миллиону. Теперь, когда на Апофисе происходит эффект Ярковского, астрономы займут переоценкой ситуации заново.