Технология, опережающая время: раскрыты секретные ингредиенты древнеегипетских чернил

ГлавнаяАрхеология Александра Тарасова
Источник фото: Getty Images

Каким образом тексты многих древнеегипетских папирусов «дожили» до наших дней? Чтобы отыскать ответ на этот вопрос, учёные самым тщательным образом проанализировали дюжину фрагментов древних папирусов, и сделали удивительное открытие: секрет заключается не только в условиях хранения артефактов, но и в составе чернил.

Любопытно, но особенную технологию производства чернил египтяне смогли изобрести «немного» раньше, чем европейцы, опередив их на 14 веков.

Известно, что чернилами в Древнем Египте начали пользоваться ещё в 3200 году до нашей эры. Однако учёные взялись анализировать отлично сохранившееся образцы, которые датируются 100-200 годами нашей эры. Таким образом, артефактам почти 2 тысячи лет!

Чтобы определить составы чернил (элементный, структурный, молекулярный), учёные использовали самые различные методы синхротронного излучения и даже рентгеновские лучи.

Красные чернила в древнеегипетских текстах чаще всего использовали для выделения ключевых фраз или слов, а также заголовков. В чернила добавляли натуральную охру, поскольку анализ показал наличие в составе гематита, алюминия и железа.

Но, что самое любопытное, и в красных, и в чёрных чернилах был обнаружен свинец! Добавляли его, как предположили учёные, именно в технических целях. Дело в том, что свинец не позволяет чернилам сильно растекаться, так как «обрамляет» частицы охры. Таким образом, уже в Древнем Египте активно использовались осушители на основе свинца.

Неизвестно, кто именно производил черница и осушители: возможно, не сами жрецы, которые и занимались написанием текстов. Исходя из достаточно сложного состава красок, можно предположить, что в Древнем Египте могли существовать специальные мастерские для их изготовления.

В качестве доказательства данной теории исследователи приводят в пример греческий документ, который был создан в III веке нашей эры. Там упоминается, что красные чернила производились не «на дому», а в специальной мастерской.

В свою очередь, использование свинца в качестве осушителя — весьма «продвинутая» технология для Древнего Египта. В Европе её начали использовать только в XVI веке. Но есть все основания предполагать, что египтяне опередили европейцев как минимум на 1400 лет.